+7 (499) 394-01-72

В конкуренции за тающим кошельком

Снижение покупательской способности населения приводит к более внимательному и избирательному наполнению потребительской корзины. О том, как обстоят дела в мясной отрасли, журналу «Аграрий Плюс. Опыт. Инвестиции. Технологии» рассказал президент Мясного совета Единого экономического пространства Мушег Мамиконян:

– Несмотря на падение доходов, мясная продукция остается одной из самых востребованных в рационе россиян.

Надо сказать, что в предыдущие годы предприятия мясной отрасли достаточно быстро росли и развивались. Тому способствовали высокая маржа, рыночные цены на продукцию и государственная поддержка, которая реализовывались по самым разным направлениям. Однако 2015 г. был последним, когда мы наблюдали существенный рост производств – в 2016–2017 гг. такого количества новых предприятий на рынке появляться не будет, зато значительно вырастет конкуренция между существующими. Эта тенденция сохранится до апреля 2016 г., а далее развитие ситуации будет зависеть от макроэкономической конъюнктуры и мер правительства по стимулированию спроса.

Внутренние противоречия

Самыми доступными для большинства населения стали продукты птицеводства – яйца, мясо бройлера. Рынок мяса птицы увеличивается как в объеме (рост предложения отечественного мяса птицы – около 7 %), так и в ассортименте. Особенно следует отметить рост производства мяса индейки и уток отличного качества в охлажденном виде. Но здесь надо иметь в виду, что выросшее в новых конкурентных формах отечественное птицеводство является как партнером (поставщиком сырья), так и самым главным конкурентом для мясоперерабатывающей отрасли. Разделанная и охлажденная птица ведь очень удобна для кулинарной обработки и потому гораздо более востребована.

«Вилка» между растущим производством и ценовой недоступностью свинины и говядины может логично привести к росту экспорта - переизбыток товаров в рыночных условиях, как правило, толкает на поиски новых рынков. Хотя для развития экспорта нужны политическая лояльность тех стран, куда мы собираемся экспортировать мясо, соблюдение санитарно-ветеринарных норм и правил, удовлетворяющих надзорные службы стран-импортёров наших продуктов. Немаловажно и высокое доверие к России как стране, в которой производители и контрольно-надзорные органы в должном порядке могут контролировать оборот продукции и её безопасность.

Разговоры об импортозамещении в данном контексте излишни. Ведь как только у производителей наступят сезонные, временные колебания или любые другие ситуации, которые снижают покупательскую способность, цена на продукцию сразу же обвалится, и все предыдущие инвестиции, в том числе огромные средства из государственного бюджета, рискуют обесцениться.

Меры продовольственной помощи

Продолжать закачивать бюджетные деньги в отрасль – это не совсем рыночное поведение. Государство уже оказало достаточную помощь производителям – теперь пришло время перенести акцент с производства на потребление. Я имею в виду особые меры продовольственной помощи для нуждающегося населения, которые станут наилучшей возможностью как для потребителей, так и для производителей. Дополнительных средств для этого изыскивать не придется, а вот если «развернуть» часть средств, которые идут на поддержку АПК, в сторону потребителей, экономика сразу же ощутит на себе благотворное влияние.

Эта система принципиально отличатся от нормированного распределения времен СССР. В Америке, например, продуктовые марки – это и сегодня привычный инструмент социальной поддержки. Малообеспеченные люди там могут приобрести товары либо по маркам, либо по льготным ценам, либо бесплатно. А государство ежемесячно пополняет их счет, позволяя малообеспеченному потребителю направить высвободившиеся средства на приобретение других белковых продуктов, в том числе молока, мяса и рыбы.

При этом цена будет формироваться в своих рыночных пропорциях, а нуждающиеся люди будут получать дополнительную продовольственную помощь. Это очень важно, ведь в нашей стране государство вынуждено занимать двойственную позицию – с одной стороны, экономика остается рыночной, но одновременно мы пытаемся давить на цены, чтобы они не были высокими, «спекулятивными».

Такой способ через «зеленую корзину», которая не ограничивается соглашениями ВТО, позволяет поддержать аграрный сектор и отделить социальные проблемы от рыночного ценообразования. Напомню, что государство имеет право финансировать мероприятия «зеленой корзины» в любом необходимом объеме в зависимости от возможностей своего бюджета.

В качестве дополнительной продовольственной помощи на первом этапе должны быть задействованы категории товаров, которые мы экспортируем: крупы и растительное масло. Стандартность веса и расфасовки таких продуктов, длительность срока хранения, удобность в логистике, не требующееся наличие холодильных мощностей для отдаленных территорий позволят легко и с наименьшими затратами осуществлять эту помощь, в том числе и для обширных отдаленных территорий. И это принципиально важно!

Эти предложения частично поддержаны и, по всей видимости, будут реализованы правительством РФ. Даже если для программы дополнительной продовольственной поддержки населения потребовалась бы денежная эмиссия, я бы такое решение поддержал бы. Так как именно в таких случаях эмиссия является инфляционной - она связана с обязательством по производству товаров и никак не связана с монитарной инфляцией.

Вставка:

Последние два года импорт мяса всех видов снижается очень высокими темпами (2013 г. – 2,3 млн т, 2014 – 1,45 млн т, 2015 г. – около 900 тыс. т).