Избавиться от монополизации рынка не удалось: крабовые аукционы 2019-2020 годов не привели на рынок новых участников

Избавиться от монополизации рынка не удалось: крабовые аукционы 2019-2020 годов не привели на рынок новых участников

Избавиться от монополизации рынка не удалось: крабовые аукционы 2019-2020 годов не привели на рынок новых участников

от 01.04.2021

Национальный план по развитию конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса не достиг поставленной цели – исключить условия, способствующие монополизации рынка добычи водных биоресурсов. Как показала проверка Счетной палаты, новых участников на рынке не появилось, при этом постоянные участники увеличили свои доли квот на добычу водных биоресурсов.

«По итогам проведенных крабовых аукционов лоты были реализованы взаимозависимым юридическим лицам. Общая доля их квоты на добычу (вылов) крабов составила от 42 до 50 %. При этом победителями крабовых аукционов стали организации, у которых уже были доли квот на добычу (вылов) крабов в промышленных целях», – сообщил аудитор Андрей Батуркин.

В ходе проверки Счетная палата обратила внимание на изменение многолетнего механизма предоставления квот на аукционах. В частности, государство отказалось от так называемого «исторического принципа», согласно которому крабодобывающие компании один раз выкупали квоту на 10 лет и в дальнейшем ее бесплатно продлевали. По новому принципу, который действует с середины 2019 года, 50 % ранее распределяемого по «историческому принципу» общего допустимого улова продаются на крабовом аукционе. Компания, предложившая большую цену лота, получает долю квоты на ближайшие 15 лет с обязательством построить в течение пяти лет краболовное судно.

«Начальная цена лота в таком случае формируется из нескольких компонентов: определяемая квота добычи крабов, предоставленная в инвестиционных целях, среднерыночная цена одной тонны конкретного вида крабов, срок, на который заключается договор и коэффициент инвестиционного обязательства, учитывающий затраты на строительство краболова. Он составил 0,25 – фактически дисконтирующий коэффициент», – объяснил ценообразование лота аудитор.

При этом, по мнению Счетной палаты, коэффициент был утвержден без финансово-экономического обоснования.

Руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков согласился с тем, что механизм расчета коэффициента нуждается в доработке.

«Мы согласны, что необходимо провести дополнительное экономическое обоснование и в большей степени описать, о чем говорит этот коэффициент. Сейчас формула начальной цены формируется как рыночная стоимость квоты краба, которая сформировалась по итогам аукционов за предыдущие годы, умноженная на 15 лет, то есть весь период пользования ресурсов. Поэтому допускаю, что этот коэффициент дисконтирующий, но его надо более четко обосновать», – сказал он.

Проверка также показала, что на момент первого аукциона отсутствовал один из ключевых компонентов начальной цены лота – квота добычи (вылова) крабов, предоставленная в инвестиционных целях. Минсельхоз тогда ее еще не определил.

«Таким образом, – пояснил Андрей Батуркин, – был нарушен порядок формирования начальной стоимости лотов, установленный постановлением Правительства Российской Федерации.  Кроме того, начальная цена предметов лотов аукционов применительно к измененному в 2020 году общему допустимому улову по крабам занижена на 7,7 млрд рублей, или более чем на 6 %».

Есть вопросы и к расчету начальной цены лотов по продаже права на заключение договоров о закреплении долей квот добычи водных биологических ресурсов. Ставки сборов были установлены Налоговым кодексом еще в 2007 году и с тех пор не менялись. В результате начальная цена торгов при проведении аукционов может оказаться в 33-60 раз ниже рыночной стоимости лотов. «В случае участия в торгах недобросовестных участников и отсутствия здоровой конкуренции это несет риски занижения итоговой стоимости и недопоступления средств в федеральный бюджет», – подчеркнул аудитор.

Проверка также выявила ряд других нарушений и недостатков в деятельности Росрыболовства, в том числе ненадлежащее ведение Государственного рыбохозяйственного реестра и несоблюдение сроков перечисления в бюджет средств, полученных по итогам аукционов.