Сергей Простатин, генеральный директор АО СК «РСХБ-Страхование»:

Сергей Простатин, генеральный директор АО СК «РСХБ-Страхование»:

Сергей Простатин, генеральный директор АО СК «РСХБ-Страхование»:

02.11.2022

 «Отечественный рынок агрострахования продолжает расти четыре года подряд: в первом полугодии 2022 г. зафиксирован рост на 24 %»

За первое полугодие 2022 года рынок агрострахования с государственной поддержкой вырос на 31 %. Это результат, в том числе, появления продукта «Cтрахование урожая сельскохозяйственных культур с господдержкой на случай ЧС». Несмотря на то, что в целом ситуация с погодными рисками в нынешнем сезоне была спокойной, первые обращения аграриев по убыткам в рамках нового продукта уже зафиксированы страховыми компаниями. О том, как развивается страхование рисков в аграрном комплексе в текущем сезоне, рассказал генеральный директор АО СК «РСХБ-Страхование» Сергей Простатин.

— Сергей Иванович, как складывается ситуация с рисками в АПК в сезоне-2022?

— Сельскохозяйственный сезон еще не закончился, но, по предварительным данным, ситуацию этого года можно назвать стабильной. Безусловно, ощутимые потери в Приморском крае, где был введен режим ЧС федерального уровня из-за июльского циклона и сентябрьского тайфуна «Хиннамнор». Есть крупные потери в Ставропольском крае по озимым — это стандартная ситуация. Плодородные южные земли из года в год страдают от засухи и суховеев. Но в целом количество и объем заявленных убытков значительно меньше, чем в прошлом и позапрошлом году.

 

— В текущем году серьезно от непогоды страдает Приморье. Есть ли у компании договоры страхования в этом регионе, в том числе по риску ЧС? Есть ли обращения от аграриев по страховым случаям?

— В нашем портфеле есть договоры страхования с сельхозпроизводителями Приморья, как по мультирисковой программе с господдержкой, так и по программе страхования от ЧС. Застрахованы самые разные культуры: соя, овес, огурцы, картофель, ячмень, свекла и другие. Обращения уже поступают. Суммарно, на конец сентября, клиенты региона заявили о гибели сельхозкультур на площади более 1000 га из-за чрезвычайной ситуации природного характера и снижении урожая на площади 1200 га по другим причинам. В этом году больше всего неприятностей аграриям Приморья принесли продолжительные сильные дожди.

— Как в целом вы оцениваете результаты работы по программе страхования урожая по риску ЧС? Расскажите, пожалуйста, о первых результатах. Насколько продукт оказался востребован аграриями? В каких регионах?

— Поскольку программа стартовала в этом году, еще не пройден полный цикл — от продажи продукта до урегулирования убытка. Только после этого можно будет подводить первые итоги и оценивать эффективность введённых мер. Пока могу сказать, что замещения мультирискового страхования более дешёвым страхованием от ЧС, которого опасалось экспертное сообщество, не произошло. Оба продукта востребованы у своей аудитории.

— Если сравнивать количество договоров по риску ЧС и по классическому мультириску с господдержкой, можно ли отметить, каких договоров больше? Много ли аграриев выбрали оба пакета? Можно ли говорить, что это результат более ответственного отношения к бизнесу?

— Обе программы востребованы, а выбор между ними зависит от расположения аграрного предприятия и природно-климатических условий территории. При выборе страховой программы аграрии, в первую очередь, ориентируются на природно-климатические условия региона. Форма бизнеса, объемы производства — второстепенные факторы. Посевы от гибели во время ЧС активно страховали аграрии на Дальнем Востоке, в Алтайском крае, в Омской области, в регионах Поволжья.

— Что вы думаете о перспективах разработки точечных продуктов страхования с государственной поддержкой для отдельных подотраслей АПК – например, садоводов, виноградарей или производителей ягод? В чем сложность страхования таких объектов?

— По данным минсельхоза, за последние пять лет производство плодов и ягод выросло в полтора раза, а площадь виноградников в этом году и вовсе превысила 100 тыс. га — это рекордное значение для виноградарства современной истории страны. Чем активнее развиваются отрасли, тем более совершенных инструментов страховой защиты они требуют. Поэтому, безусловно, необходимы новые страховые продукты, которые учитывали бы специфические риски. Для решения этого вопроса уже созданы рабочие группы, в которые входят представители региональных минсельхозов, отраслевых ассоциаций, страхового союза.

Сейчас Национальный союз агростраховщиков завершает разработку инновационной методики страхования рисков интенсивного садоводства и страхования качества плодов. В виноградарстве и виноделии мяч на стороне производителей — экспертная группа ждет статистику от отраслевого сообщества, чтобы начать работать над конкретными предложениями.

— В этом году ровно 10 лет с момента вступления в силу ФЗ № 260. Как вы оцениваете результаты работы закона и что, на ваш взгляд, еще требует совершенствования в системе агрострахования?

— Начнем с того, что с момента вступления в силу Федерального закона № 260 началась история системного агрострахования в современной России. Это был первый подобный опыт, начиная с постсоветских времен. Для включения системы агрострахования в комплексную систему управлениям рисками сельского хозяйства страны, она должна быть гибкой.  И в течение 10 лет мы наблюдали, как базовый закон изменялся и совершенствовался, чтобы обеспечить соответствие условий страхования темпам развития АПК. Результаты наглядны. По данным НСА, отечественный рынок агрострахования продолжает расти четыре года подряд: в первом полугодии 2022 г. зафиксирован рост на 24 %. Главная задача на будущее – обеспечить все отрасли сельского хозяйства надежными и эффективными инструментами страховой защиты. Для этого необходимо чутко реагировать на запросы представителей АПК и поддерживать диалог с органами власти.

 

Комментариев пока нет

Перейти к комментариям

Комментариев еще нет

Вы можете оставить комментарий.

Ваши данные будут в безопасности!Ваш электронный адрес не будет опубликован. Кроме того, другие данные не будут переданы третьим лицам.