Владимир Калюжный, директор ООО «Щелканинвест»: «Нужно растить новые поколения селекционеров на основе семейных династий»

Владимир Калюжный, директор ООО «Щелканинвест»: «Нужно растить новые поколения селекционеров на основе семейных династий»

Владимир Калюжный, директор ООО «Щелканинвест»: «Нужно растить новые поколения селекционеров на основе семейных династий»

30.04.2023

 

За окном первые весенние дни, а в «Щелканивест» только завершилась уборка прошлогоднего урожая. Из-за высокой влажности на полях жатва проходила по фактической погоде в режиме «скосили – высушили». Несмотря на эти сложности, на будущий урожай в хозяйстве смотрят с оптимизмом. О надеждах и планах сезона, причинах и следствиях высокой зависимости АПК от импорта и перспективах развития селекции и семеноводства, накануне посевной рассказал директор семеноводческого хозяйства из Волгоградской области Владимир Калюжный.

Л. Олисевич

— Владимир Степанович, какой настрой перед посевной? Все ли удалось закупить для нового сезона?

— Настрой боевой. Заранее оплатили практически все необходимое – семена, СЗР, ГСМ, есть небольшие запасы по удобрениям, но еще не знаем в каком состоянии выйдут посевы после зимы. Возможно, придется докупать удобрения. В целом же относительно прошлых сезонов ситуация более ли менее стабильная, возможно, дальше будет тяжелее с семенами подсолнечника, кукурузы, сорго, но сегодня поставщики работают через Турцию и Казахстан, поэтому ощутимых сложностей не возникает. Как говорится, иностранные компании тоже кушать хотят.

Еще в декабре мы оформили кредит на покупку топлива, чтобы не быть заложниками ситуации перед посевной.

— В России более 900 официально зарегистрированных семеноводческих хозяйств, почему у сельхозтовапроизводителей, по-прежнему, такая высокая зависимость от импорта?

— Потому что в России есть большие проблемы на уровне первичного семеноводства. Все семеноводческие хозяйства в своем большинстве это второй уровень. Первый уровень – это само создание сортов, а второй – это испытание их и размножение. К примеру, наше хозяйство семеноводческое по нуту. Мы относимся ко второму уровню. Профессор Василий Васильевич Балашов, с которым мы работаем долгие годы, 55 лет своей жизни отдал на то, чтобы вывести те несколько сортов, которые сегодня используют семеноводческие хозяйства региона. Чтобы добиться такого результата, ему пришлось собрать коллекцию нута со всего мира. А таких ученых в стране единицы. Многие из них весьма и весьма преклонного возраста.

— А что вы думаете о перспективах использования искусственного интеллекта в селекции и семеноводстве?

— Ни один робот и искусственный интеллект не способны заменить человека. Как говорит профессор Балашов, чтобы заниматься селекцией пшеницы, ученому-агроному достаточно положить подушку под колени и попадать тычинкой в пестик, а чтобы вывести новый сорт нута, приходится просыпаться на рассвете и фактически лежа на земле опылять с помощью пинцета растения от одного к другому. При этом получилось или нет можно узнать только один раз в году. И если  не получилось, то начинать все заново… Селекция – это адский труд. Машину можно настроить на определенные операции, но то, что делает человек опытным взглядом, не заменить. К примеру, мы два года вместе с ученым наблюдали в опытных делянках, как ведут себя семена нового сорта Волжанин. Много отбраковывали материала и начинали работу заново. Первые урожаи были не большие и только после того, как с мешка мы получили 25 тонн качественного нута,  начали его высевать в промышленных масштабах. Сегодня это более 2000 центнеров. Государство и бизнес должны поддерживать не роботов, а людей! В их опыте и знаниях будущее отечественной селекции и семеноводства. Человек способен определить качественные характеристики семян по внешнему виду, размеру, форме. Искусственный интеллект этого не заменит, но может гармонично дополнить. Нужно растить новые поколения селекционеров на основе семейных династий, чтобы деды-отцы-внуки, могли продолжать дело друг друга, на основе этого удастся сформировать устойчивую динамику в развитии селекционных достижений в отечественном земледелии. Им нужно помогать с лабораториями и обеспечивать законное право авторства на сорта, тогда это будет большим подспорьем и мотивацией.

— Владимир Степанович, почему ваше семеноводческое хозяйство занимается только одной культурой?

— Нельзя объять необъятное. Есть зерновые культуры, по ним в России хорошие результаты по урожайности, но они достигаются далеко не во всех регионах страны, потому что разные климатические и почвенные условия. Нут еще более привередливая культура. Плюс для каждой культуры требуется своя сеялка, свой комбайн. Когда мы только начинали работу с ним, ставили цель – на своей базе заниматься испытанием, аклиматизацией, размножением семян. Мы ставили много опытов на нуте и большинство комбайнов серьезно повреждали его при уборке. Пришлось искать такую машину, которая бы полностью соответствовала техническим параметрам культуры. Для нас оказался клавишный комбайн от Джон Дира. А это – большие материальные затраты. Чтобы заниматься первичным семеноводством, помимо скрупулезной работы ученых-агрономов, требуется точный высев и свободные посевные площади. В условиях сокращения издержек это непросто. Даже институты зерновые, бобовые, крупяные специализируются на культурах одной группы, потому что распыляться на все сразу дорого и неэффективно.

 

— Но все же есть ли шанс у российских аграриев заместить импортные семена отечественными?

— По каким-то культурам да – зерновым, бобовым, крупяным, по кукурузе и подсолнечнику сложнее, потому что для гибридизации нужны родительские линии, а в России их нет. Чтобы мы перешли на свои семена, должна быть выработана система., в которой важно сохранить всю вавиловскую коллекцию – не ту, которая выставочная в Санкт-Петербурге, а ту, что находится на длительном хранении на севере страны в вечной мерзлоте.

Я уверен, что отечественное семеноводство начнет развиваться динамичнее, но и иностранцы не прекратят свои поставки, потому что российский рынок – лакомый кусок для многих поставщиков семян. Только у нас такие территории и такое разнообразие климатических зон, которые позволяют раскрыть весь потенциал импортных семян, а это деньги, новые возможности и амбиции.

 

— Сегодня часто говорят об экологичности и натуральности продуктов. Неужели не все, что выращивается на земле, является таковым?

— Нет, конечно. Американцы много лет используют глифосаты, удобрения, стимуляторы роста – их земля истощена и не может давать натуральный продукт, поэтому они проявляют такой интерес к нашим территориям. Более 70 млн га необрабатываемых земель в России – это огромный потенциал для развития земледелия. Надо ли насиловать почву, чтобы она больше давала урожай, считаю, что все должно быть в меру. Стоит помнить всегда, что минеральные удобрения – это допинг, а не корм для растений.

— Возвращаясь к вопросу семян. В вашем хозяйстве преобладают импортные или отечественные семена?

— По зерновым и бобовым культурам все семена отечественные, а вот подсолнечник, кукуруза и сорго на 90 % импортные. Отечественных гибридов мало, а мы не можем сеять 2-3 гибрида, потому что они дают неравномерную урожайность, поэтому чтобы получить максимальный урожай, стараемся использовать больше разных гибридов. Что касается сорго, то семена импортные, но выращенные в России. Сегодня у многих иностранных компаний есть свои филиалы в нашей стране, и это позволило мягче пережить проблему ограничительных мер. Они привозили материнские и отцовские линии и здесь высевали, в том числе и на наших полях.

— Если сравнивать отечественные и импортные семена, какие лучше?

— Подсолнечник и кукуруза — однозначно импортные. У них лучше генетический материал, отсюда и выше урожайность. Если раньше хорошая база для развития семеноводства была только в Алтайском крае и на Кубани, то сегодня семенной материал пытаются выращивать повсюду. Ту же кукурузу на зерно не выращивали на севере Волгоградской области, только на силос. Сегодня же она появилась и у нас, и в Татарстане, и даже в Сибири. Меняется климат, это важно учитывать при развитии семеноводства.

Комментариев пока нет

Перейти к комментариям

Комментариев еще нет

Вы можете оставить комментарий.

Ваши данные будут в безопасности!Ваш электронный адрес не будет опубликован. Кроме того, другие данные не будут переданы третьим лицам.