
На произвол судьбы или что будет с растениеводами в новом сезоне
от Издательство "Аграрий" 08.11.2021Самый актуальный вопрос для российских земледельцев касается введения в России новых таможенных пошлин на ряд сельскохозяйственных культур. Так, с 1 марта и по 30 июня вводится экспортная пошлина на пшеницу — 50 евро за тонну, а с 15 марта — на кукурузу (25 евро) и ячмень (10 евро). По мнению чиновников, эти меры необходимы для сдерживания продовольственной инфляции. Так ли это, что происходит на рынке, как реагируют зарубежные партнеры на очередные нововведения и скажется ли ситуация на доходности сельхозтоваропроизводителей в сезоне-2021, мы обсудили с Генеральным директором Agrozan Commodities Russia, основателем Академии Практики Международного Бизнеса, к.э.н. Сабиной Шухратжоновной Содиковой.
— Что происходит на экспортном зерновом рынке после новостей о введении таможенных пошлин?
— Откровенно говоря, рынок как со стороны экспортеров, так и со стороны наших иностранных покупателей пребывает в полном недоумении относительно принимаемых в последние месяцы мер в условиях очередного рекордного урожая.
С конца августа прошлого года рынок имел повышательный тренд, в том числе, и по причине возросших китайских импортных аппетитов, которые создали большой спрос на всю группу сельхозпродукции в мировом масштабе. В октябре ситуация с введением программ продовольственной безопасности стран-импортеров стала абсолютно понятной для того, чтобы обозначить предел роста локальных цен. Однако этого не произошло, как не произошло и прозрачных намеков на введение регулятивных мер в случае дальнейших ценовых скачков. А объём квоты, увеличенной в ноябре с 15 млн т до 17,5 млн т с 15 февраля 2021 г вызвал скорее положительную реакцию игроков по причине достаточности такого объема для экспорта за оставшихся четыре месяца до нового урожая.
Но уже в середине декабря, когда рынок достиг отметки в 270+ FOB Новороссийск, мы услышали обозначенную первым лицом государства проблему высоких внутренних цен.
На фоне слухов и домыслов о размере пошлин и сроков их введения рынок достиг отметки в 315 FOB Новороссийск!
Видимо, это и привело к введению столь высоких экспортных пошлин в январе 2021 г, которые ещё больше подстегнули как экспортные цены — по причине роста мирового рынка на фоне сдерживания экспорта из России-основного мирового экспортера зерна, так и внутренние — по причине желания экспортеров вывезти как можно больший объём продукции в доквотный и допошлинный период.
— Как отреагировал российский производитель на колебания экспортного тренда?
— Видя в середине января уровень Черноморского фьючерса на уровне 250 Июнь, 21, производители не очень-то спешили продавать зерно с учетом сохраняющегося риска неурожая части озимых. Кроме того, они понимали и тот факт, что альтернативы российскому зерну в данный момент нет, потому как объём остатков Украины и Европы не позволяет длительное время составлять нам конкуренцию.
Здесь встал вопрос о том, как подстегнуть производителя к снижению цены. Стал обсуждаться механизм введения плавающей пошлины с июня, который в итоге и вылился в крайне непонятную идею введения еженедельного бенчмарка по уровням FOB Новороссийск.
Говоря простым языком, со 2 июля 2021 г в России будет действовать постоянная плавающая пошлина на зерно в размере 70% от среднего еженедельного уровня сделок ФОБ Новороссийск за вычетом референтной цены в 200 долл на пшеницу и 185 долл на кукурузу и ячмень.
— Сможет ли такой механизм расчета пошлины решить ценовые проблемы отрасли?
— Такой механизм вызывает у представителей отрасли целый ряд вопросов. Первое. Какие контракты будут попадать в бенчмарк: с каким периодом отгрузки? Или только спотовые? Как планировать экономику сделки, если ты не знаешь, какую пошлину ты заплатишь на момент таможенной очистки груза? Как осуществлять стратегию закупки с непонятной экономикой? Опять же такой механизм однозначно будет давить локальные цены вниз, потому что любой экспортёр предпочтёт перестраховаться на неизвестный размер пошлины. Я уже не говорю о торговле в лонг. Ни о каких продажах наперёд речи вообще не будет идти, что в конечном итоге сделает Россию «непонятным» для внешнего рынка спотовым игроком, и покупатели начнут искать иных, более предсказуемых партнеров-производителей. И все наши завоёванные позиции на внешних рынках займут конкуренты.
Второе. При банальной калькуляции пошлины с гипотетическим бенчмарком в 250 долл FOB Новороссийск мы получаем (250-200)*0,7=35 долл пошлины на след неделю, которую обязан будет выплачивать любой экспортный базис. Такой же размер пошлины заплатит и экспортёр в Новороссийске и экспортёр, например, в Саратове, у которого цена FOB Саратов существенно ниже (минус мин 55 долл от Новороссийска). Таким образом, итоговая цена FOB Саратов без учета пошлины составит 160 долл. Минус перевалка, прибыль экспортера и доставка до терминала и по итогу производитель сможет рассчитывать на цену лишь немногим превышающую его себестоимость…
Такая экономика сделает речные терминалы не конкурентными и, в конечном счёте, нанесёт непоправимый ущерб речной инфраструктуре и логистике. Не говоря уже о производителях, отсутствие заработка которых приведёт к невозможности инвестиций и, в конечном итоге, отказу от немаржинального производства.
— Какие меры, по-вашему, могли бы спасти ситуацию?
— Считаю правильным градировать рыночный бенчмарк по базисам поставок, выделяя глубоководные, речные и наземные экспортные базисы. Тут кто-то может задать логичный вопрос: а чем механизм фиксированной пошлины по всем экспортным базисам отличается от плавающей пошлины? Отвечаю: еженедельным бенчмарком по базису, «независящему от тебя». Если бы формула пошлины осталась изначально предложенной (цена конкретного экспортного контракта — референтная цена)*70% без привязки к периоду, экспортёр мог бы планировать экономику сделки заранее.
Еще один важный момент — каким образом будет рассчитываться бенчмарк по кукурузе и ячменю, если эти товары не торгуются на базисе FOB Новороссийск еженедельно? Это тендерная группа товаров: кукуруза преимущественно грузится с Новороссийска для турецкого тендера ТМО (раз в два месяца), а ячмень — для Тунисского (раз в месяц), Иорданского (стихийно, на 6 месяцев вперёд) и Саудовского (раз в два месяца) тендеров. Кроме того, цена тендера всегда выше по определению в связи с более высокой стоимостью затрат, закладываемых в цену.
Получается, что с еженедельным бенчмарком по кукурузе и ячменю планировать стратегию закупок и продаж и вовсе не удастся.
И это только малая часть вопросов, которая лежит на поверхности. Внутри механизма такой пошлины кроется огромный пласт подобных вопросов. Однако очевидно, что это однозначное перенесение бремени постоянной плавающей пошлины на плечи сельхозтоваропроизводителей, которые с июня уже не смогут рассчитывать на предоплату со стороны экспортеров, так как последние не смогут выстраивать планирование закупок и продаж.
— Известно, что с 1 июля текущего года в России заработает система государственного мониторинга зерна. К чему это приведет, кроме дополнительных расходов земледельцев?
— Действительно, у них появится дополнительная ответственность и расходы не только на обучение штата для работы в системе отчетности, но и риски невозможности товарного движения до получения сопроводительного документа (СДИЗ), в котором будет указана информация о партии зерна или продуктов его переработки для прослеживаемости при перевозке любым видом транспорта и выпуске.
Иначе говоря, до тех пор, пока производитель не отчитается о том, сколько зерна и какого качества он убрал, любые передвижения товара невозможны. Несложно догадаться, что такое огромное количество образцов продукции проанализировать в референтных лабораториях в короткий срок невозможно.
По моему мнению, система прозрачности нам просто необходима хотя бы для того, чтобы понимать реальный объём урожая, объём остатков и, соответственно, актуальность тех или иных регулятивных мер. Однако на первоначальном этапе необходимо было бы внедрить пробную систему поступательного количественного мониторинга в рамках одного региона, опробовать, обкатать и только после выявления проблем совершенствовать и внедрять повсеместно. Параллельно расширять количество референтных лабораторий (в том числе с подрядным привлечением частных сюрвейерских компаний) и только после этого пробовать внедрять систему мониторинга качества без риска задержек торговых операций.
В заключение хочу сказать, что для эффективной работы отрасли и регулирования внутренних цен необходимо в первую очередь создавать возможность диалога с основными ее представителями: производителями, переработчиками, трейдерами, экспортёрами, рыночными аналитиками. Вот кто является рабочей группой, способной совместно в процессе диалога выработать рациональное решение во благо своего бизнеса и отрасли в целом.
Комментариев пока нет
Перейти к комментариямКомментариев еще нет
Вы можете оставить комментарий.