Альберт Давлеев, президент консалтинговой компании Agrifood Strategies и специалист по агрополитике ФАО ООН: об опасности птичьего гриппа
28.01.2023В России критическая ситуация по птичьему гриппу. Обнаружено более 50 очагов высокопатогенного гриппа птиц практически во всех центральных регионах России. И самая главная опасность заключается в том, что вспышки происходят в личных подсобных хозяйствах — фактически неконтролируемых и способных разнести вирус по большой территории, включая предприятия, занимающиеся промышленным производством мяса птицы. О том, что происходит в отрасли птицеводства и как бизнес противостоит рискам, рассказал президент консалтинговой компании Agrifood Strategies и специалист по агрополитике ФАО ООН Альберт Давлеев.
М. Калинина
— Альберт Дамирович, где фиксируются основные вспышки птичьего гриппа в России и почему?
— В текущем году вспышки зарегистрированы в основном как следствие развоза заражённых птенцов для продажи в ЛПХ и на дачные участки. Промышленные же предприятия на сегодняшний день держат оборону: проводят противоэпизоотические и карантинные мероприятия, усиливают мониторинг населённых пунктов, примыкающих к птицефабрикам, чтобы исключить занос вируса из окружающей среды.
Вторая большая опасность и угроза, которую мы, к сожалению, пока не можем измерить – это осенний перелёт птиц. Европа уже страдает от этого фактора — увеличилось количество вспышек в Германии и в ряде других стран. Нидерланды уже потеряли более 4 миллионов голов домашней птицы с начала года. Мы ожидаем, что в России пик перелёта начнётся с конца сентября и продлится до начала ноября, поэтому самый сложный период ещё впереди.
— Птичий грипп – очень коварное заболевание. Оно имеет схожие признаки с африканской чумой свиней?
— Оба этих заболевания вызываются вирусами, крайне устойчивыми и легко переносимыми в природе. Самый главный риск, который мы, к сожалению, никак не можем контролировать – это то, что вирус гриппа птиц могут переносить даже пролетающие мимо птицы через выделяемые зараженные экскременты. Они попадают в почву, в водоёмы и легко переносят инфекцию, которая может довольно долго храниться, сохраняя свою жизнеспособность при температуре окружающей среды. При этом перелетная водоплавающая птица контактирует с местными пернатыми, в том числе домашними гусями и утками, приносящими «заразу» в подворья. Не стоит забывать и охотников, добыча которых также становится источником заражения для домашней птицы.
Птичий грипп представляет опасность для всех видов птиц. И это мы видим по мониторингу, который проводят специалисты Россельхознадзора и Федерального центра охраны здоровья животных. Они обнаруживают павшую птицу разных видов — если раньше это были перелетные водоплавающие птицы, то сейчас страдают и хищные, и даже синантропные птицы: воробьи, галки, вороны, голуби.
Сравнивать АЧС с птичьим гриппом очень обосновано, потому что в окружающей природе практически нет барьеров для передачи вируса от одного животного к другому. А ущерб оба эти вируса наносят колоссальный, поскольку подлежат уничтожению не только заражённое стадо свиней и стая птиц, но и все животные и птицы в радиусе 5-10 км от очага заражения.
— Как вы оцениваете уровень биобезопасности на российских предприятиях птицеводства?
— На российских птицефабриках практически действуют строгие ветеринарно-санитарные правила по защите от гриппа птиц — обязательные к исполнению и контролируемые местными ветеринарными органами и представителями Россельхознадзора. Эти требования были обновлены в начале этого года с учётом возрастающих рисков. Кроме того, в бюджете каждой компании выделены дополнительные средства для того, чтобы поставить барьеры для отражения, потому что урон, который может нанести вспышка гриппа, часто бывает смертельным для предприятия. К сожалению, в последние годы мы видели немало таких примеров.
— Потому и возник вопрос — насколько все эти меры эффективны, если всё равно случаются вспышки…
— Знаете, всё зависит от организации ветеринарной службы на предприятии, хотя гарантий никаких нет. Можно на 100 % закрыть птицефабрику, организовать работу сотрудников вахтовым методом, но полностью защитить воздушное пространство от попадания вируса невозможно.
Надо понимать, что вирус может переноситься по земле — с грызунами, с кормом, с насекомыми и даже с водой. Но одним из основных носителей является сам человек: его одежда, техника, машины оборудование, которые передвигаются с одного птицеводческого объекта на другой. Поэтому в числе мер – дезбарьеры, станции санитарной обработки, ограничение передвижения персонала и т.д. Но, повторюсь, то, что падает с неба, контролировать практически невозможно. Именно поэтому и в Европе, и в Америке, и в России промышленные предприятия полностью переведены на закрытый режим работы.
— Что вы думаете об инициативе введения запрета на содержание птицы в СНТ?
— Я был одним из инициаторов этого обсуждения, потому что уверен, что ущерб в этом случае может быть нанесен не только птицеводству, но и всем российским потребителям.
Давайте вспомним — в прошлом году в течение 6 месяцев из-за гриппа птиц у нас случился рекордный рост цен на мясо птицы в рознице — в среднем на 30-40 руб. за кг. С учётом объемов потребления несложно вывести конечную цифру, показывающую, сколько переплатило каждое домовладение из-за этого скачка цен — около 150 млрд руб.
Я уже не говорю о том, что несколько крупнейших предприятий вынуждены были остановить работу, распустить персонал или отправить в неоплачиваемый отпуск — в Ростовской области, Ставропольском крае, Тюмени, Краснодарском крае. Плюс государство выплатило огромные суммы в виде компенсации потерь.
Такова очевидная цена того, что кто-то на даче решил выращивать кур и уток или безответственно отнесся к содержанию птицы.
Об этом мало кто задумывается, и мало кто считает экономические последствия подобных документов, но инициатива по разрешению содержания домашних птиц в садовых товариществах вызвала недоумение у всех, кто связан с отраслью. Поэтому сейчас мы предлагаем переосмыслить закон, просчитать уже нанесённый и возможный в будущем ущерб.
И еще — мы сегодня гордимся тем, что Россия стала одним из крупнейших экспортёров сельскохозяйственной продукции, и, по прогнозам, к 2030 г. экспорт приблизится к 50 млрд долл. в год. И здесь надо учитывать, что значительная доля экспортной продукции мясной группы — до 90 % — составляет птица, которая идёт на рынки Ближнего Востока, Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии. Причём каждый год этот экспорт значительно расширяется. При обнаружении же вспышек гриппа птиц территория региона автоматически закрывается для экспорта. И это касается не частных хозяйств и СНТ, а в первую очередь, крупных промышленных предприятий.
Некоторые страны идут дальше и закрывают экспорт не только из одного региона, а из всей страны в случае вспышки птичьего гриппа. И им неважно, где она случилась, в Калининграде или во Владивостоке. Это очень большие потери — в денежном эквиваленте от полутора млрд долларов.
А на другой чаше весов — популистские рассуждения о том, что нельзя запрещать людям выращивать птицу в СНТ. Притом, что там царит абсолютный ветеринарный хаос: птица не обследована, никто не знает, что, сколько и где содержится.
Здесь нужно подчеркнуть, что запретить содержать птицу для личных нужд мы не можем и не должны. Но с другой стороны, это содержание должно быть под таким же контролем, как и на крупных предприятиях.
— Как вы считаете, есть ли будущее у малых форм хозяйствования, занимающихся птицеводством?
— Россия следует принципам ФАО об обязательном соблюдении всех форм инклюзивности в сельскохозяйственном производстве. Поэтому нет разницы в размерах хозяйства — речь идёт о соблюдении всех мер ветеринарной безопасности и системе контроля птенцов – их распространения, содержания, вакцинации, утилизации и т.д.
Хочу напомнить, что тема птичьего гриппа — это не только про экономическую и продовольственную безопасность, но также и про безопасность людей, ведь птичий грипп передаётся от птиц к человеку. А при недостаточной термической обработке даже возможен смертельный исход.
Комментариев пока нет
Перейти к комментариямКомментариев еще нет
Вы можете оставить комментарий.