Гульназ Кирьяк, эксперт АНО «Центр правовой поддержки агробизнеса»:

Гульназ Кирьяк, эксперт АНО «Центр правовой поддержки агробизнеса»:

Гульназ Кирьяк, эксперт АНО «Центр правовой поддержки агробизнеса»:

от 10.12.2023

«В первом чтении принят законопроект о внесении изменений в КОАП, предусматривающий дополнительную ответственность за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства»

 

В редакцию журнала «Аграрий Плюс. Опыт. Инвестиции. Технологии» продолжают поступать вопросы правового характера от сельхозтоваропроизводителей. На этот раз речь идет о деревьях, которые растут посреди обрабатываемых полей, и создают помехи при проведении технологических операций. Другой вопрос связан с законом «О побочных продуктах животноводства…» и требованием к оборудованию специализированных площадок для навоза. Мы обратились за разъяснениями к эксперту АНО «Центр правовой поддержки агробизнеса» Гульназ Кирьяк.

 

Как правомерно расчистить земли сельхозназначения от древесно-кустарниковой растительности?

Вопрос от сельхозтоваропроизводителя:

В аренде и собственности хозяйства 4000 га. Все участки разного размера. И практически на каждом посередине есть деревья. Это не заградительные полосы, просто поросль от 2 до 20 деревьев. Они затрудняют обработку земли, но вырубить их не можем, потому что опасаемся лесоохраны и больших штрафов. Есть ли какой-то выход?

Ответ эксперта:

— Из содержания вопроса не представляется возможным установить, относится ли зона расположения деревьев к защитным лесным насаждениям и/или лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения в границах особо охраняемых природных территорий. Если деревья действительно расположены в указанных зонах, то рубка деревьев может образовывать состав административного (ст. 8.28 КоАП РФ) и уголовного правонарушения (ст. 260, 261 УК РФ).

Верховный суд РФ применительно к предметам преступлений по ст. 260, 261 УК РФ дал следующие разъяснения в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 и 261 УК РФ, являются как лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, так и деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья). При этом не имеет значения высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно, либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение, либо уничтожение или повреждение чужого имущества.

Таким образом, из предмета преступления выведены деревья, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.

Но и в случае, если деревья не относятся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности будет правомерна, если такая расчистка будет производиться в рамках проектов по культурно-технической мелиорации. Указанный вывод также следует из  Письма Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2018 г. № 15/121.

Таким образом, если собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном законодательством РФ, разработал, согласовал и утвердил проект мелиорации земельного участка, включающий мероприятия по расчистке мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, то вырубка деревьев в таком случае будет соответствовать законодательству РФ.

Легализация побочных продуктов животноводства, или что ожидать от закона о навозе?

Вопрос от сельхозтоваропроизводителя:

— Что будет если животноводческое хозяйство не успевает подготовить площадки для хранения навоза? Есть ли какая-то альтернатива этим площадкам? Почему государство так озаботилось навозом, когда всю жизнь его вносили в поля напрямую, никого не уведомляя?

Ответ эксперта:

— С 1 марта 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248-ФЗ), который дает законодательное разъяснение понятию «побочные продукты животноводства»: вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве.

Целью указанного закона названо «повышение эффективности вовлечения побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственное производство, в том числе для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения». В пояснительной записке к законопроекту указано, что авторы законопроекта хотели ввести отдельное регулирование для побочных продуктов животноводства, чтобы исключить неправильное толкование Росприроднадзором отнесения побочных продуктов животноводства к отходам производства и требования со стороны сельхозпроизводителей получать лицензию на деятельность по сбору, траснспортированию, утилизации, обезвреживанию экскрементов сельскохозяйственных животных.

По оценке специалистов, новый закон, предусматривающий правила не только хранения, но и переработки побочных продуктов животноводства, сможет привести к росту рынка органических удобрений и создать для сельхозпроизводителей дополнительный источник дохода.

Таким образом, данный закон может существенно снизить риски привлечения сельхозпроизводителей к ответственности в сфере обращения с отходами животноводства (см. ст. 8.2.3 КоАП РФ) и вовлечь сельхозпроизводителей в развивающийся рынок органических удобрений, что также соответствует тенденциям международного регулирования в этой области.

ФЗ № 248-ФЗ разъясняет, что юридические лица, ИП и КФХ, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам (что требует внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Если навоз отнесен к побочным продуктам животноводства и будет использован сельхозпроизводителем в качестве удобрений, то необходимо соблюсти процедуру уведомления Управления Россельхознадзора.

Хранение и иные вопросы обращения побочных продуктов животноводства регулируется с 1 марта 2023 г. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства». Данное постановление было принято 31 октября 2022 г. Законодатель дал сельхозпроизводителям достаточно времени для подготовки к вступлению в силу нормативного акта. Основные требования по Постановлению № 1940 от 31.10.2022 к хранению:

1) Хранение необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства допускается только на специально оборудованных сооружениях и (или) местах, предназначенных для хранения и (или) обработки, переработки побочных продуктов животноводства, в том числе навозохранилищах, пометохранилищах (далее — специализированные площадки).

2) Специализированные площадки должны располагаться отдельно от объектов содержания сельскохозяйственных животных с подветренной стороны преобладающих направлений ветров по отношению к указанным объектам и ниже водозаборных сооружений.

3) Для защиты грунтовых вод от загрязнения специализированные площадки должны иметь монолитные бетонные или герметично сваренные пленочные покрытия либо иметь в основании глиняную подушку толщиной не менее 20 см. Специализированные площадки с боковых сторон должны иметь бортики и канавки для стока избыточной влаги. Переполнение специализированных площадок не допускается и другие требования.

Исходя из п. 11 — 13 Постановлению № 1940 от 31.10.2022, на объектах содержания сельскохозяйственных животных собственниками побочных продуктов животноводства должны быть оборудованы специализированные площадки для обработки и переработки побочных продуктов животноводства. Обработка и переработка побочных продуктов животноводства должны осуществляться собственниками побочных продуктов животноводства способами, предотвращающими загрязнение окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе попадание загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Обработка и переработка побочных продуктов животноводства допускаются только на специализированных площадках.

В настоящий момент Минсельхозом России приняты пояснения на вопросы и предложения, поступившие от отраслевых союзов, которые содержат разъяснения по вопросам, возникающим в сфере толкования и применения Постановления № 1940 (см. Письмо Минсельхоза России от 27.01.2023 г. с пояснениями вопросов о реализации требований к обращению побочных продуктов животноводства, Письмо Минсельхоза России от 03.03.2023 г. с пояснениями вопросов о реализации требований к обращению побочных продуктов животноводства, доступны на сайте Россельхознадзора).

В первом чтении принят законопроект о внесении изменений в КОАП, предусматривающий дополнительную ответственность за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства (предлагается внести ст. 10.8.1. со штрафом для должностных лиц – от 30 000 до 40 000 руб., для КФХ – от 50 000 руб. до 60 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц – от 250 000 руб. до 350 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток). Но закон о введении такой ответственности пока не принят во втором чтении, а потому данные меры ответственности не могут применяться. Практика пока не дает ответ на вопрос, будут ли привлекаться нарушители к ответственности по иным статьям КоАП РФ (например, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ) за нарушения законодательства в сфере побочных продуктов животноводства.

Полагаем, что в указанный срок сельхозпроизводители могут считать «переходным» и обустраивать хранение побочных продуктов животноводства в соответствии с введенными требованиями до усиления ответственности.

 

Комментариев пока нет

Перейти к комментариям

Комментариев еще нет

Вы можете оставить комментарий.

Ваши данные будут в безопасности!Ваш электронный адрес не будет опубликован. Кроме того, другие данные не будут переданы третьим лицам.