Ирина Козий: «Ягодный бизнес – современный подход и инновации»
от Лилия Олисевич 23.01.2024 0 comments
В России всё больше и больше сельскохозяйственных предприятий, которые занимаются выращиванием ягод круглый год. Есть немало тепличных комплексов, которые могут поставлять на рынок продукцию и в зимний период, поэтому говорить о том, что традиционно в конце мая-начале июня стартует ягодный сезон сложно. О ягодном бизнесе и его перспективах развития в стране рассказала директор Ягодного Союза Ирина Козий.
М. Калинина
— Ирина, покрывают ли объёмы производства выращенных в России ягод потребности отечественных покупателей или страна, по-прежнему, зависит от импорта?
— Примерно 80 % ягод, которые мы потребляем, — это импортная продукция. Правда, по разным культурам ситуация разная. К примеру, северные ягоды мы практически не импортируем, а вот садовую землянику импортируем в больших количествах.
— То есть до точки перепроизводства нам еще очень далеко?
— Абсолютно точно. Мы совершенно спокойно можем увеличить объемы производства раза в три и при этом не чувствовать жёсткое давление рынка.
— Меняется ли год от года количество хозяйств, занимающихся выращиванием ягод?
— Я бы сказала, что происходит некоторая флуктуация. Периодически у инвесторов возникает ощущение, что ягоды — это очень выгодный бизнес, и в отрасль вливается большое количество производителей, которым интересно быстро получить прибыль. Потом, правда, выясняется, что реальность немного другая, и ягода — это не быстрые деньги, а достаточно серьёзный бизнес, который требует сложных технологий, больших расчётов, грамотных специалистов, профессионального оборудования, хорошего посадочного материала и так далее. И многие хозяйства из этого бизнеса уходят.
На количественный состав ягодников влияет господдержка, в частности, программы агростартапов, которые позволяют заложить плантации на деньги грантов. Но и там, когда средства заканчиваются, хозяйства быстро банкротятся.
— В чём заключается помощь государства, и достаточна ли она для развития ягодной отрасли?
— Наиболее эффективной помощью, по мнению производителей (а я сейчас высказываю мнение участников Ягодного Союза), было бы предоставление льготных кредитов на развитие. Увы, именно эта помощь садоводческим хозяйствам зачастую достаётся в последнюю очередь, поскольку у банков есть негласное правило работать с крупным бизнесом, с минимальными рисками и гарантированными выплатами. А среди ягодников самый распространенный тип – это все же средний по размеру бизнес.
— Какие ягоды самые популярные в России?
— Самая популярная ягода — это земляника садовая, то, что мы называем клубникой. Мы больше всего её выращиваем, импортируем и потребляем.
— Что вы думаете о перспективах для таких ягод, как голубика, жимолость, морошка?
— Голубику я бы назвала «ягодой номер два», поскольку она популярна у розничной сети, хорошо хранится, легко транспортируется и набирает всё больше популярность у потребителей.
Жимолость — нишевая ягода, массово её начали выращивать совсем недавно, а реальную потребность мы ощутили только в прошлом году.
Северные же ягоды, типа морошки, тоже занимают свою интересную нишу, но это пока небольшие объёмы выращивания. Более того, поставки многих северных ягод — это часто сбор дикоросов, поскольку пока не так много предприятий занимается северными ягодами в промышленных масштабах. Но сегодня появляются новые перспективные проекты в этом направлении, и это радует.
— Несколько лет назад ягодники жаловались на проблемы с посадочным материалом: отечественного и не хватало, и были вопросы к качеству — тогда закупали все за рубежом. Изменилась ли ситуация сегодня?
— Отечественного посадочного материала для ягодной отрасли практически не существует. Есть небольшие ниши в отдельных культурах, вроде смородины или малины, но, как правило, если мы говорим о промышленном выращивании ягод товарного качества, то есть имеется в виду импортный посадочный материал. Постепенно начинают свое развитие российские питомники, но в этом вопросе мы делаем самые первые шаги. Надо исходить из того, что на серьёзный уровень питомники могут выйти не раньше, чем через 5-7 лет. Пока российские ягодники продолжают работать на импорте.
— А что вы думаете о перспективах экспорта ягодной продукции?
— В некоторой степени востребованы дикоросы, но нужно иметь в виду, что северная ягода, которая экспортируется в замороженном виде, большей частью потом же и импортируется. То есть мы собираем ягоду, отправляем ее на доработку за рубеж, а потом принимаем обратно. Причина в том, что у нас очень мало линий по качественной переработке ягод – я имею в виду чернику, морошку, бруснику.
Если же говорить про промышленный рынок и про ягоды, которые выращиваются в хозяйствах, то здесь возникает разумный вопрос – а зачем их экспортировать, если у нас небольшой объём собственного производства и наш рынок даёт зачастую гораздо более высокие цены, чем в соседних странах.
Поэтому смысла в глобальном развитии экспорта я лично пока не вижу. Для начала нам нужно закрыть собственные потребности и обеспечить собственный рынок отечественной ягоды, создав здесь конкурентную среду для производителей.
Продолжение в журнале «Аграрий Плюс. Опыт. Инвестиции. Технологии»
Комментариев пока нет
Перейти к комментариямКомментариев еще нет
Вы можете оставить комментарий.